Учитель. Назад в СССР 3 (ознакомительный фрагмент)
Что случилось, дядь Вась? – крикнул я, соскочил с кровати и помчался открывать.
- Там это… беда, Ляксандрыч.
- Какая? Где? Что-то с Марией Федоровной?
- Сплюнь, - Митрич тут же сплюнул через левое плечо и постучал по двери три раза. – Все с ней хорошо, на поправку пошла. На работу рвется. Не пущают покудова, - тут же поведал семейные дела дядь Вася.
- Тогда что? – останавливая поток мыслей Митрича, бросил я.
- Так это… беда в школе, Ляксандрыча.
- Да что за беда, говори толком, дядь Вася? Пожар?
- Ну что за человек а? Кабы пожар, бежал бы я до тебя… Ужо село бы поднял, да воду таскали...
- Митрич, говори конкретно: что за беда и где? Или пойду досыпать, - я широко и смачно зевнул, передернул плечами от утренней прохлады и от души потянулся.
Спать я, конечно, уже не пойду, но и терпеть долгие словесные заигрывания Митрича не было никакого желания. Лучше уж в душ и с кружкой чая по саду пройтись, насладиться тишиной, последними ее моментами, и вчерашним пирожком с капустой, которые принесла Степанида Михайловна. Учебный год впереди, покой мне будет только сниться.
- Так эта… Так ктой-то флажки посрывал, гирлянд… тогой… - выдал Митрич.
- Чегой тогой? – я не сразу сообразил, что лопочет дядь Вася.
- Тогой… содрал и прямо там во дворе и кинул… потоптал… - жалостливо вздохнул Митрич. – Красивая была…
- Стоп, Василий Дмитриевич, ты хочешь сказать, кто-то залез на школьный двор и попортил все украшения?
- Ну, так а я тебе за что талдычу битый час? Проснись, Ляксандрыч, беда у нас, говорю тебе. Чего делать-то будем?
- А ты чего так рано в школе делал? – сообразил я.
- Дык эта… Цветочков нарезал, хотело украсить … - смутился Митрич.
- Каких цветочков? – опешил я.
- Так эта… своих жеж.. с палисадника… домашних… Манюня добро дала, ты не думай… - торопливо уточнил дядь Вася. - Ты не боись, моя сама предложила. Я и решил эта… сюприз устроить… два ведра приволок, поставил аккурат на пороге, чтобы, значитца, всем видать… - горделиво объяснил Митрич. - Хорошо же? – тут же забеспокоился пытливо заглядывая в мое лицо.
- Хорошо, - машинально ответило я, прикидывая, как спасать положение.
Если Митрич не врет, а ему вроде как и незачем этого делать, значит, кто-то очень сильно постарался напакостить. Кто и зачем – это я обязательно выясню позже. Сейчас нужно срочно в школу и приводить все в порядок, пока никто не пришел.
- Ты вот что, Василь Дмитриевич... Можешь дойти до Ниночки… Нины Валентиновны? Разбудить и рассказать, что случилось. Я пока в школу приводить все в порядок.
- Дык могу, отчего ж не мочь. – согласился Митрич. – Я и лисапед прихватил, оно и ведра сподручней везти было… А то может я с тобой, вдвоем управимся? – предложил дядь Вася.
- Тогда гони, дорогой мой человек, к пионервожатой. Пускай трубит общий сбор, – я задумался. - Пусть моих поднимает, они старше, быстрее сообразят и быстрее дело сделаем.
- А ты?
- А я школу, оценить масштаб бедствия и посмотреть, что можно сделать вот прямо сейчас.
- Ну, добро.
Митрич мелко-мелко закивал, подхватился с крыльца и торополиво зашагал к калитке.
Я нырнул в дом, влез в треники и рабочую рубашку, прихватил в сумку парадные штаны и белую рубаху для линейки, прикинул, бросил туда же молоток и гвозди с плоскогубцами и почти бегом помчался в школу.
- Твою мышь, - выругался громко вслух, обнаружив погром в школьном дворе.
Гирлянда, которую с такой любовью выпиливали мальчишки седьмого класса, валялась на крыльце, разорванная пополам. По цифрам кто-то смачно потоптался, здесь же на крыльце блестели осколки лампочек.
- Какого черта здесь происходило? – выругался я, прикидывая масштаб работы.
Ключей от школы у меня не было, метлу и прочее не раздобыть, молотком с гвоздями исправлю только веревку с флажками. В том смысле, что натянуть смогу заново, а вот лампочки плоскогубцами не исправишь…
Эх, как не хватает этим утром мобильного телефона. Сейчас бы звякнул завхозу, он бы прибыл с рабочими инструментами. Ну, нет так нет. Буду справляться тем, что есть.
Первым дело проверил гирлянду. Оказалось, часть фонариков растоптали буквально в пыль, но по краям обнаружились целые. Решил оперативно снять все уцелевшие и пересобрать ленту. Перенесу оставшиеся по центру, будет сверкать частично. А потом уже с пацанами починим.
Врать ребятам не буду, скажу правду. Так мол и так, вандалы постарались. Я знал, что мальчишки с радостным нетерпением ждут, что гирлянда загорится в тот самый момент, когда зазвенит первый звонок нового учебного гола. Поэтому обязательно сделаю так, чтобы пацаны получили свою маленькую мечту, хотя бы частично. Жаль, завхоза нет, помочь некому.
- Егор, что тут? – раздался голос от ворот, когда я уже практически перебрал гирлянду, снял осколочные фрагменты, и прикидывал, как мне ее без инструментов довести до ума.
- Степна Григорьевич? – удивился я. – Вы как здесь? Рановато для первого урока, - пошутил вслух.
- Митрич на хвосте принес, - буркнул Борода старший. – Это чего тут? А? Кто посмел?
- Да вот, кто-то дурью маялся, - пожал я плечами, поднимаясь с крыльца и протягивая завхозу руку – Доброе утро.
- Да какое ж оно доброе, – проворчал Степан Григорьевич. – Это как же, а? Это кто же?
- Кто - не знаю, но обязательно узнаю, – пообещал я. – Степан Григорьевич, у вас лампочки есть? – ну не мог я оставить пацанов без радости. – И паяльник?
- Найдем, - уклончиво произнес завхоз и уточнил. – Тебе зачем?
Я показал Бороде остатки растоптанной гирлянды.
- Пацаны делали… И вот… Хочу починить по-быстрому.
- Пошли, - кивнул завхоз и заковылял в сторону мастерских.
- А метла найдётся? – поинтересовался в спину.
- Найдем.
- Степан Григорьевич, который час? – уточнил у завхоза, прикидывая, чем заняться прямо сейчас: чинить гирлянду, вещать флажки или подмести крыльцо, чтобы убрать осколки.
- Половина седьмого, - буркнул завхоз, отпирая мастерскую.
- Мне для начала метлу и совок, - определился я.
- В том шкафу. Давай сюда гирлянду, починю покуда… - буркнул Борода, распахивая дверцы того самого шкафчика, который всегда держал на замке.
- Егор Александрович, здрасте. Что случилось? - от порога мастерской раздались юношеские голоса.
Я оглянулся и обнаружил своих десятиклассников в полном составе. Уж не знаю, как Ниночке удалось так быстро собрать школьников. Но то, что никто не отказался и примчался на помощь, радовало.
- Хулиганье постаралось, вот что случилось, - рявкнул Степан Григорьевич. – Узнаю кто, самолично уши надеру и лопатой отхожу, - пригрозил завхоз, поочередно оглядывая моих десятиклассников.
- Да вы чего, Степан Григорьевич, это не мы, - заволновались парни.
- Знаю, что не вы, - проворчал Борода. – Так, ну-ка, держи ведро, метлу и лопату. Ты и ты крыльцо заметаете. Вы двое берете лестницу и наново натягиваете флажки. Остальные обошли школу, посмотрели, чего и как. А мы с Егором Александровичем покудова гирлянду починим. Задача ясна?
- Ясна, да, - вразнобой загомонили пацаны.
- Ребята, спасибо, - негромко поблагодарил. – И вот еще… Там цветы Василий Дмитриевич принес…в ведрах… воды налейте. Володя, вот, держи, - я протянул Свирюгину газетный сверток, в который завернул молоток с гвоздями .
- Верёвки если не получится связать…
- Моток у меня тут …На-ко, держи, - встрял в разговор Борода.
Я подхватил моток верёвки, передал Свирюгину. Парни уже вынесли лестницу и потащили её к школьному крыльцу.
- Заново перевязать? – уточнил Володя Свирюгин.
- На месте оцените. Если все порвано, вяжите заново, цепляйте на новую веревку. Только постарайтесь красиво сделать, чтобы никто не догадался. Надо успеть до прихода директора. Ни к чему расстраивать Юрия Ильича. Договорились?
- Сделаем, - коротко кивнул Володя, парни поддержали согласным гомоном.
- Все, по коням, - кивнул я. – Если что, я здесь.
- Не переживайте, справимся, - заверил меня Свирюгин и парни исчезли.
Через минуту во дворе раздались уверенные голоса, завжикала метла, застучал молоток. Парни принялись наводить порядок.
- Егор… Ой, здрасте, Степан Григорьевич, - в мастерскую влетела Ниночка.
В белой блузке, раклешеной юбке в крупную складку, отчего-то с пионерским галстуком и комсомольским значком на груди, раскрасневшаяся девушка выглядела чудо как хорошо. Больше походила на выпускницу, чем на комсорга и учительницу. Гневно хмуря брови, Нина воскликнула:
- Егор Александрович! Это что? Это как же так? – в голосе пионервожатой звучали слезы.
- Нин, ну чего ты, ну поправим все, - позади Кудрявцевой топтался расстроенный Иван. - Здорово, Егор. Чего тут?
- Да кто-то злобно пошутил, - прокомментировал я.
- Чего делать? – деловито отодвинув Ниночку в сторону, Иван шагнул в мастерскую.
- Слушай, ты давай к моим, флажки вешать, а я тут попробую гирлянду починить.
- Вот, держи, - Степна Григорович поставил на стол передо мной картонную коробку с небольшими лампочками. – Справишься? – прищурился завхоз.
- Спасибо, справлюсь, - обрадовался я, увидев, что в небольшой корзинке Борода притащил и необходимый инструмент. – Нин, вы с Иванов командуйте во дворе, а я тут быстро починю и к вам.
- Хорошо, а …
- Нин, время, - Иван подхватил девушку за локоть и потащил прочь из мастерской. Я благодарно кивнул и принялся за починку.
9.39 Работа закипела со всех сторон. Я практически собрал-спаял заново всю гирлянду, когда в мастерскую влетела совершенно растерянная Нина Валентиновна о слезами на глазах и рухнула на табуретку возле входа.
- Осторожно, - крякнул Степан Григорьевич, когда колченогое сооружение покачнулось под легким девичьим весом. Но Ниночка даже не заметила, потому что тут же вскочила, подбежала ко мне, стукнула ладошкой по столу и потребовала:
- Егор! Сделай что-нибудь!
- Нина, что случилось? – наплевав на церемонии, поинтересовался я.
-Там! – Ниночка ткнула пальцев сторону выхода. – ТАМ! – повторила девушка, буквально заглавными буквами. – Там пришла Зоя Аркадьевна! – закончила трагическим шепотом.
- И что? – терпеливо уточнил я.
- И то! Егор! Она требует все снять и немедленно! А еще завуч уверена, что твои десятиклассники устроили этот погром, и ты их наказал, заставил заниматься приборкой. Зоя Аркадьевна угрожает испортить ребятам характеристики!
- Да твою ж…
Я подорвался из-за стола и рванул к школе. На ходу крикнул завхозу, что скоро вернусь и все доделаю.
- Немедленно все снять! – вещала Зоя Аркадьевна, стоя перед строем парней. – Школа – это не цирк! Это серьезное учреждение!
Пацаны угрюмо смотрели на шипящую Шпынько и даже не пытались огрызаться. Судя по всему, их аргументы завуч отмела как несущественные. И теперь изгалялась, читая мораль на тему дисциплины поведения, недостойного высокого звания советского школьника и комсомольца.
- Зоя Аркадьевна, доброе утро. С праздником вас!
- Здравствуйте, Егор Александрович, - ядовито прошипела Шпынько. – Вы-то мне и нужны. Как классный руководитель, вы просто обязаны контролировать действия своих учеников. Здесь же произошло вопиющее нарушение школьного порядка. И я требую…
Я не стал дожидаться требованию школьной шантажистки и объявил:
- С террористами не договариваюсь, - тут же улыбнулся своей самой искренней улыбкой. – Зоя Аркадьевна, - не давая растерянному завучу вставить хотя бы слово, продолжил с места в карьер. – Вверенные мне ученики приводят в порядок школьную территорию, над которой ночью потрудился какой-то вандал.
- Что? – завуч моргнула, растерянно окинула взглядом моих архаровцев и тут же с подозрением уставилась на меня.
- Сегодня утром Василий Дмитриевич разбудил меня и рассказал, что на школьном дворе кто-то устроило беспорядок. И это не мой десятый класс. Ребят я позвал на помощь, когда пришёл в школу и обнаружил сорванные флажки и растоптанную гирлянду. Именно по моей просьбе выпускники пришли на час раньше, и теперь наводят красоту.
- Но.. ЧТО это? – Зоя Аркадьевна ткнула пальцем на окна, украшенные красивыми тематическими вырезанками.
- Это для поднятия настроения и придания праздничной атмосферы. У нас в Москве давно так делают, - тут же пояснил я, нарочно впихнув фразу про столицу.
Я уже понял, для Зои Аркадьевны, все что исходит от местных или школьного коллектива – это глупости, недостойные внимания. Но стоит заявить, что так делают в столице, или что какой-то мелкий начальник от образования одобрил то или иное действие, как Шпынько, скривившись, соглашалась и разрешала то, что в любом другом случае не одобрила бы ни при каких условиях. Ну, или только через разговор с директором.
- Допустим. Но тогда кто натворил беспорядки? Вы вызвали участкового? – сдавая позиции, процедила завуч.
- Нет, Зоя Аркадьевна. Я рассудил, что необходимо срочно привести в порядок школьную территорию, потому что скоро начнут приходить дети и родители. Если же вызвать участкового, то линейка окажется под угрозой. А к нам, насколько я помню, на праздник прибудет гость из роно… - я вопросительно уставился на завуча, состроив серьезное лицо.
- Д-да… Вы правы, Егор Александрович.
Стоило Шпынько напомнить про высокого гостя, как у завуча пропал весь запал. Зоя Аркадьевна задергалась, окинула оценивающим взглядом школьное крыльцо, моих пацанов.
- Так, что стоим? Взяли веники и немедленно все подмели! – начала командовать завуч. – Так, Барыкин, не испачкайся. Не помнись! Тебе выступать. Я освобождаю тебя от уборки.
Пашка скривился, кинул на меня короткий взгляд, я кивнул, мол, соглашайся. Барыкин хмуро согласился. Мы продолжили слушать распоряжения.
- Остальные немедленно повесили флажки, убрали лестницу и подмели.
- Зоя Аркадьевна, -мягко окликнул я. – Мы поняли, разрешите приступить?
Зоя Аркадьевна прищурилась, задержала на мне взгляд, но я смотрел самым честным взглядом, и завуч сдалась.
- Поторопитесь! – приказала Шпынько и зашагала в школу.
- Парни, много еще? – уточнил у своих.
- Почти все. Больше убили на разговоры с нашей Мымрой.
- Егор! – сурово остановил я, с трудом подавляя смех, отчеканил я.
- Понял, больше не буду, -покладисто согласился Волков. – Егор Александрович, мы пойдем?
- Давайте, - кивнул я. – Паш, пошли со мной, поможешь в мастерской. Нина… Валентиновна, - окликнул я, заприметив Ниночку, которая маячила возле торца школы, но не подходила. То ли завуча опасалась, то ли еще по какой причине.
- Да, Егор Александрович, - пионервожатая подскочила ко мне, нервно сжимая и разжимая ладошки. – Ну как тут? – шепотом поинтересовалась Ниночка, косясь на завучевские окна.
- Все в порядке.
- Сильно ругалась? – Нина задрала голову, глядя на флажки и кивая в сторону окон.
- Ни слова не сказала.
- Ох... Жди беды после линейки, - покачала головой Ниночка.
- Нина, у меня к тебе серьезное дело, требующее женской руки и фантазии, - серьезно объявил я.
- Да? Какое? Что делать? – заволновалась косморг.
- Там Митрич… Василий Дмитриевич притащил два ведра цветов. Мне тут в голову пришла идея… Сделай букеты на всех наших преподавательниц… И расставь по классам. Им приятно будет.
- Ой, Егор! Это замечательная идея! – воскликнула Ниночка.
- А лучше вручить самолично!- раздалось из-за спины.
- О, дядь Вась… Вы не ушли? – удивился я, оборачиваясь.
- Дык куда я пойду, а руководить твоими хулиганами кто будет? – приосанился Митрич.
- Не хулиганы они! – возмутился я.
- Дык я ж это... шуткую я… - смутился Митрич. – Я говорю, ты, Нинок, букетиков-то наверти, а ребятишки пущай на входе встречают…или там на крыльце… вот… и вручают учителькам… Оно и правильней так-то и красивше… И женщинам, опять жеж, приятственней!
- Ну, Василь Дмитрич, голова, - восхитился я.
- Опыт, Егор Ляксандрыч… оно того… не пропьешь! - с хитро й улыбкой заметил Митрич и подмигнул залихватски Ниночке.
Комсорг смутилась, покраснела, махнула рукой, пискнула:
- Да ну вас, - и умчалась, взметнув юбкой.
- Сережка, а ну-тка, помоги учителке, - велел Митрич окликнув внука. – Ведра оттащи, куда след, - пояснил тут же.
- Да я сама, дядь Вась, - звонко крикнула Ниночка.
- Сама ты дома у себя командовать будешь, - сурово отчеканил Митрич. – А тута вон здоровые лбы. Им пользительно будет! Сказано, тащи ведра, чего встал! – прикрикнул Василь Дмитриевич на Сережку.
- Да тащу я, тащу, дед, - возмутился Сергей, подхватил ведра с цветами и понес в пионерскую.
- Сережа, как хорошо, что ты здесь! – раздалось из открытого окна. – Бери ножницы, сейчас нитки нарезать будем.
- Хех… встрял внучок-то, - хмыкнул Митрич.
- Ну, так попал, - философски заметил я. – Припахала помогать.
- Ниче, ему полезно! – ухмыльнулся дядь Вася. – Ну что, пошли что ли?
- Куда? – не понял я.
- Дык к Григорьичу, лампочки починят, - хитро улыбаясь ,заявил Митрич.
- Ох ты… -
У меня из головы вылетело, что гирлянда осталась непочиненной.
Я заторопился в мастерскую, краем глаза отмечая, что на школьном дворе прибавилось народа. Пока в основном ребятишки младших классов, но скоро начнут появляться и коллеги.
- Здравствуйте, товарищи! – раздался веселый голос директора и тут же Юрий Ильич запнулся и уточнил. – Что у нас тут происходит? Егора Александрович, задеритесь.
«Да что ж такое!» – чертыхнулся я.
- Доброе утро, Юрий Ильич, - развернувшись на триста шестьдесят градусов, поздоровался со Свиридовым. – Все в порялке, ситуация под контролем, последствия хулиганства практически ликвидированы, - отчитался, не дожидаясь множества вопросов.
- Хулиганства? – нахмурился директор.
- Дядь Вась, выручай, - шепнул я Митричу, понимая, что очередная задержка сводит на нет возможность починить гирлянду. Мне очень хотелось вернуть ее на место, чтобы порадовать пацанов, с которыми мы ее пилили и собирали.
- Ильич, ты не волнуйся. Все путем, - Митрич кивнул мне и важно зашагал к Свиридову.- Тут, понимаешь, какое дело… - дядь Вася подошел к директору, задрал голову, почесал затылок и принялся рассказывать с самого начала.
- Проснулся я, значитца, утречком и подумал… - услышал я, улыбнулся и заторопился в мастерскую.
Собственно, школьный двор уже практически привели в порядок. Из открытого окна раздавался звонкий голос Нины Валентиновны, которая учила бедного Серегу Беспалого красиво вязать букеты. Пацаны натягивали последнюю веревку с флажками под руководством Ивана. Осколки и мусор замели, оставалось только проверить гирлянду и вернуть ее на место.
Поделится в соц.сетях
Страницы: 1 2



Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.